В прокуратуре Кабанского района на особом контроле находятся вопросы противодействия преступлениям, совершаемым с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.
За 10 месяцев 2024 года число противоправных деяний в указанной сфере увеличилось на 23% и составило 171 преступление против 139 преступлений в аналогичном периоде 2023 года.
Злоумышленники используют новые методы обмана, цель которых вывести жертв на эмоции, запугать юридическими и техническими терминами, запутать человека, чтобы он допустил ошибку.
Так, злоумышленники стали предлагать работу на маркетплейсах. Аферисты просят оценить купленные товары и даже могут немного заплатить (от 300 до 500 рублей). Цель мошенников войти в доверие.
Мошенники могут предложить:
- Под видом специалистов известных телекоммуникационных компаний мошенники стараются получить доступ к аккаунту человека на Госуслугах.
Они звонят жертве и утверждают, что действующий договор заканчивается и его необходимо продлить, иначе номер передадут другому абоненту. Идти никуда не нужно, все можно сделать по телефону, уверяет злоумышленник. Достаточно продиктовать код из смс. Следующий шаг перейти по ссылке, где нужно ввести еще один код. Таким образом, человек не продлевает договор, который на самом деле является бессрочным, а предоставляет данные для входа в личный кабинет на портале Госуслуги и всю информацию о себе, которая хранится на этом ресурсе.
Есть и другая цель, которую преследуют мошенники, представляясь оператором связи. Жертве также поступает звонок с предложением по смене тарифного плана, подключением опций, замены sim-карты. Чтобы реализовать любое из действий, абоненту необходимо продиктовать код из смс, который придет на его номер. С помощью этого кода злоумышленник получает доступ к личному кабинету пользователя на официальном сайте оператора. А уже там он настраивает переадресацию сообщений и звонков с номера жертвы на свой. Это делается для того, чтобы в дальнейшем подтверждать разного рода операции: вывод средств с банковских карт абонента, оформление на него кредита.
- Еще одна тактика злоумышленников рассылка сообщений с просьбой одолжить денег близким или друзьям. Порой в своих сценариях мошенники заходят и дальше играют на чувствах жертвы и сообщают, что ее родственник попал в беду. Если раньше аферистам приходилось разыгрывать театральный спектакль, подделывая голос, то теперь за них это делает искусственный интеллект. Злоумышленники взламывают аккаунт пользователя, скачивают голосовые сообщения и на их основе генерируют монолог для дальнейшего обмана.
- Существует и другой безобидный сценарий просьба проголосовать за детей или племянников в детском конкурсе. За ссылкой для голосования, которую мошенники отправляют со взломанного аккаунта владельца, скрыт вирус, который откроет им доступ к вашему гаджету.
Как защититься?
- Не передавать свои банковские реквизиты незнакомым лицам;
- Помните, что вы можете обновить персональные данные, обратившись за услугой лично в офисе оператора связи или в личном кабинете на его официальном портале (но не по ссылке из смс).
- Не называйте никаких данных незнакомым по телефону. Если сомневаетесь, позвоните оператору связи по номеру, который размещен на его официальном сайте;
- Не переходите по неизвестным ссылкам, даже если получили их от близких или знакомых. Договоритесь с родственниками о пароле или секретном вопросе, который нужно назвать, если разговор кажется подозрительным.
Будьте бдительны! Не сообщайте коды из СМС! Не переходите по ссылкам на незнакомые сайты! Оберегайте себя и своих близких!
Если вы все же стали жертвой дистанционного мошенничества, то сообщите о совершенном преступлении по телефонам 102 или 112, либо обратитесь в любой территориальный отдел полиции, где примут устное или помогут составить письменное заявление.
Прокуратура
Оставить сообщение: